


Рис.3.
Определение развала колёс: 1-поперечина, 2-регулировочные шайбы, 3-нижний
рычаг, 4-отвес, 5-шина колеса, 6- верхний рычаг, a и b - расстояние
от нити до закраин обода.

Рис.4.
Определение схождения колёс: 1 - точки равного биения, 2 - шнур, 3 -
линейка, с - расстояние от шнура до перед- ней части боковины
покрышки заднего колеса.

Рис.5.
Так закрепляется леска на дисках колес: 1 - леска, 2 - крючок, 3 - закраина
диска.

Рис.
6. Определение схождения колёс (рекомендуемый способ): 1 - переднее
колесо, 2 - леска, 3 и 4 - деревянные бруски, 5 - заднее колесо

Рис.
7. Регулировка длины рулевых тяг: 1- наконечник, 2 - зажимы, 3 - муфта,
4 - тяга.

Рис.
8. 1 - точки равного биения, 2 - леска (шнур), 3 - линейка. с
- расстояние от шнура до передней части боковины покрышки заднего колеса.
|
Просматривать
страницы этого сайта рекомендуется при разрешении экрана монитора 800х600
точек.
Большинство
автолюбителей знает о том вредном влиянии, которое оказывает нарушение
углов установки — развала и схождения — передних колес на устойчивость
и управляемость автомобиля, топливную экономичность и износ шин. В процессе
эксплуатации положение колес изменяется вследствие естественного износа
деталей подвески или повреждения их от ударов о препятствия на дороге.
На «жигулях» при нормалъной езде по хорошим дорогам углы установки колес
остаются в норме на протяжении в среднем 10 тысяч километров. После такого
пробега инструкция рекомендует проверять развал и схождение. Делается
это на станциях обслуживания, имеющих специальные стенды, или же самостоятельно
в соответствии с данными, имеющимися в инструкции. Из-за сильных ударов
колес (к сожалению, нередких у многих машин) или после замены некоторых
деталей подвески проверку и регулировку необходимо делать чаще. Иногда
нет возможности сразу же прибегнуть к помощи станции, поэтому многие владельцы
«жигулей» эти проверки делают самостоятельно.
Для проверки
углов установки колес требуются простейшие инструменты— линейка или штангенциркуль
длиной не менее 100 мм, отвес (нить с грузом), тонкий капроновый шнур
(леска) длиной около 3 м — и горизонтальная площадка. Поскольку в большинстве
случаев после проверки возникает необходимость регулировать углы, лучше
эти работы проводить на эстакаде или осмотровой канаве, чтобы можно было
добраться инструментом к переднему мосту автомобиля. Площадки, на которых
будут стоять колеса, должны находиться в одной плоскости и располагаться
горизонтально.
Следует учесть, что обеспечить правильные углы установки колес можно лишь
тогда, когда стабильно положение самих колес во время движения. Поэтому
развал и схождение проверяют, предварительно убедившись, что передняя
подвеска и рулевое управление в полной исправности, что нет повышенных
люфтов в их подвижных соединениях — подшипниках ступиц передних колес,
шаровых опорах поворотных стоек, наконечниках рулевых тяг, втулках рычагов
подвески и оси маятникового рычага. Кроме того, контролируют состояние
резиновых втулок штанг задней подвески; подтягивают все точки крепления
передней и задней подвесок, загрузив машину (320 кг). Затем проверяют
крепление и состояние колес и шин, доведя давление в них до нормы (или
на 0,1 атм больше, чем предписано инструкцией).
Только после всего этого приступают к регулировке незагруженной машины.
Вывесив передние колеса и поворачивая их, определяем и отмечаем мелом
диаметрально противоположные точки равного биения на выступающих частях
боковин покрышек (рис. 1). Затем снимаем декоративные колпаки с передних
колес и устанавливаем рулевое колесо в положение, соответствующее прямолинейному
движению автомобиля, — спица его должна быть расположена горизонтально.
Теперь поворачиваем передние колеса так, чтобы отмеченные ранее точки
равного биения шин обоих колес располагались вертикально (рис. 2). Нажимая
на бампер, прокатываем автомобиль вперед и назад, чтобы исключить влияние
опор на положение колес.
Наконец можно приступить к определению угла развала колес. Для этого подведем
к верхней части шины отвес (рис. 3) и измерим линейкой расстояния «а»
и «b» между его нитью и ободом в нижней и верхней точках колес. Если разность
полученных величин (b - a) находится в пределах от 1 до 5мм — значит
угол развала колес в норме.
Разность менее 1 мм указывает на то, что угол недостаточен. Чтобы увеличить
его, следует удалить нужное количество регулировочных прокладок (шайб),
расположенных между осью нижнего рычага подвески и поперечиной, предварительно
ослабив две гайки крепления.
При чрезмерном угле развала (b — а больше 5 мм) нужно добавлять
шайбы. Запомните, что изменение их суммарной толщины должно быть одинаковым
под передним и под задним болтом. В противном случае нарушится продольный
угол, на который наклоняется ось поворота колеса, и в результате автомобиль
будет тянуть в сторону.
Проверив и отрегулировав развал передних колес, определим угол их схождения.
В практике
автолюбителей есть несколько способов проверки углов установки передних
колес. Одним из самых распространенных, дающим достаточно высокую точность,
является метод с применением шнура, описанный применительно к «Жигулям»
Л. Шуваловым ещё в апрельском номере «3a рулем» за 1974 год.
Для этого установим автомобиль так, чтобы отмеченные ранее (см. рис. 1)
точки 1 равного биения шин были расположены в горизонтальной плоскости.(см.
рис. 4).Рулевое колесо, как и прежде, — в положении прямолинейного движения.
Если вы работаете с помощником, вместе с ним натягиваете шнур на уровне
осей переднего и заднего колес, следя за тем, чтобы он без изгиба касался
точек 1 на переднем колесе. Если вы работаете в одиночку, шнур придется
подготовить следующим образом. На концы толстой лески диаметром 0,8 -
1,0 мм (можно взять тонкий капроновый шнур) нужной длины приделываются
проволочные крючки, которыми закрепляется натянутая на уровне центра передних
и задних колес леска, как показано на рис. 5. В этом положении измеряем
линейкой расстояние «с» от шнура (заменяющего в данном случае луч света
или линейку стенда) до передней части боковины покрышки заднего колеса.
Расстояние «с» должно составлять — 26 — 32 мм. Для простоты между боковой
поверхностью заднего колеса и леской (рис. 2) вставляется регулируемая
по размеру «а» (от 26 до 32 мм) проставка, в качестве которой используются
два деревянных бруска размерами 15х10х x26 мм и 15xlOx6 мм. Угол схождения
передних колес, определяемый, зазором «б», в норме, если с установленным
широким бруском (26 мм) леска касается переднего колеса„ а с двумя брусками
(2B+6=32 мм) — касание отсутствует. При необходимости добиваются такого
положения регулировкой тяг, как указано в инструкции.
В случаях, когда «с» выходит из указанных пределов, определим таким же
образом схождение колес на другой стороне автомобиля. Если сумма величин
«с», замеренных с обеих сторон машины, соответствует удвоенному требуемому
значению (соответственно 104— 116 мм или 52 — 64 мм), а спица рулевого
колеса во время прямолинейного движения автомобиля находится под небольшим
углом (до 10 — 20°) к горизонтали, схождение можно не регулировать. Если
же величина, равная «2с», не укладывается в указанные пределы или спица
располагается под большим углом, необходимо обеспечить требуемое схождение
регулировкой. Как известно из инструкции, это достигается вращением резьбовых
муфт у обеих рулевых тяг после ослабления их упругих зажимов (рис. 7).
Результат регулировки будет более точным. если перед окончательным закреплением
зажимов вращать муфты в сторону удлинения крайних тяг.
Случается, что изменить длину тяг не удается. Причина — загрязнена резьба
или наконечник и тяга упираются один в другую. Тогда надо снять муфты
и очистить резьбу или укоротить наконечник и тяги на нужную величину.
И еще один совет. Затягивая зажимы муфт, не применяйте чрезмерных усилий,
а стыки муфт располагайте так, чтобы концы болтов не смотрели вперед.
Это исключит задевание их о нижний рычаг подвески.
Закончив регулировку, еще раз проверим ее результаты.
Следует иметь в виду, что изменение развала передних колес всегда вызывает
нарушение их схождения. Поэтому, если нет видимого изменения развала,
то достаточно периодически проверять только схождение. Затратив на это
всего 10 — 15 минут, вы можете вовремя обнаружить неисправность и предотвратить
ее плачевные последствия.
Рекомендуемый метод проверки схождения и развала передних колес можно
применять на всех легковых автомобилях. Различие лишь в измеряемых величинах,
которые для В АЗ-2101-:-2107 были найдены расчетным путем и подтверждены
экспериментами. Многолетняя практическая проверка этого метода на «жигулях»
показала, что он дает хорошие результаты.
СХОЖДЕНИЕ НА «НИВЕ»
Для "Нивы" расчетом и измерениями определён размер С— он равен
23 — 29 мм (см. рисунок 8). Наилучшие результаты дает величина 27 мм.
Разумеется, здесь тоже можно использовать проставку (деревянные брусочки),
как и на рис.6.
Угол развала колес проверяют обычно при помощи отвеса и линейки на горизонтальной
площадке. Но тут есть неудобство: нелегко найти такую площадку. Между
тем ее может заменить любая ровная поверхность, если провести два измерения
— когда машина стоит в одном, а затем встречном направлении, опираясь
колесами на одни и те же места. Сложив и разделив пополам полученные в
первом и втором случае величины углов, определим истинное значение угла
развала колес, поскольку угол наклона площадки сам собой исключится (в
первом положении он прибавится к измерению, во втором — отнимется).
Получаются достаточно точные (не раз проверенные на стенде) результаты.
|